Размер шрифта A A A
Цвет сайта A A A
Версия для слабовидящих

Главное меню

Муниципальное образование
Глава МО
Полномочия главы МО
Устав
Бюджет МО
Совет депутатов
Депутаты
График приема населения
Заседания
Регламент
Комиссии
Трансляция заседаний
Отчеты депутатов
Ярмарки выходного дня
Отчет и информация
Администрация
Структура администрации
Как нас найти?
Муниципальные услуги
Реестр услуг
Законодательство
Противодействие коррупции
Нормативные правовые акты
Антикоррупционная экспертиза
Методические материалы
Формы документов
Сведения о доходах и расходах
Cообщить о фактах коррупции
О районе
Официальная символика
Карта Свиблово
История района Свиблово
Почетный житель
Справочная информация
О военной службе
Безопасность
Муниципальная служба
Поступление на службу
Обращения
Установленные формы обращений
Порядок обжалования
Публичные слушания
Экологическая безопасность
Экологический мониторинг
Налоговая информирует
Защита прав потребителей
Прокуратура информирует
Ограждающие устройства

Материалы рубрики 14.04.2022

О порядке проведения сокращения численности (штата) организации

 
Пунктом 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одним из оснований увольнения работника по инициативе работодателя является сокращение численности (штата) организации.
При принятии решения о сокращении штата работодателем издается соответствующий приказ. Работодатель-организация не позднее чем за 2 месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Статьей 179 ТК РФ определен круг лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения.
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
После соблюдения необходимой процедуры для увольнения работников в связи с сокращением численности или штата работников организации и издания приказа в трудовую книжку работников вносится запись со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата работников организации, превышает 1 месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за 2 месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за 3 месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения.
При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
При нарушении процедуры увольнения в связи с сокращением штата работник вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. За нарушение порядка проведения сокращения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 
С 1 марта 2022 года заработают обширные изменения в сфере охраны труда
 
Среди основных законодательных изменений:
- потребуется регистрировать микротравмы, а также выяснять их обстоятельства и причины;
- нельзя допускать к работе тех, кто не применяет обязательные средства индивидуальной защиты;
- если по результатам специальной оценки условия труда отнесут к опасным, потребуется приостановить работы (но есть исключения);
- организации смогут вести электронный документооборот в области охраны труда;
- если работника не обеспечили средствами защиты, работодатель обязан оплатить простой в размере среднего заработка;
- работодатели обязаны согласовать между собой мероприятия по охране здоровья сотрудников, которые трудятся на территории другого работодателя.
Также с 1 марта заработают следующие подзаконные нормативные правовые акты: форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда; общие требования к организации безопасного рабочего места; основные требования к правилам и инструкциям по охране труда; примерное положение о комитете по охране труда; примерный перечень мероприятий по охране здоровья сотрудников, которые трудятся на территории другого работодателя; формы и способы информирования работников о трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.
Экспертизу условий труда с 1 марта 2022 года станут проводить по новым правилам.
Минтруд утвердил новый порядок проведения госэкспертизы условий труда взамен действующего.
При подаче заявления на проведение экспертизы работодателю дополнительно понадобится прилагать, в частности, сведения о размещении отчета о проведении специальной оценки условий труда в информсистеме (если он утвержден после 1 января 2020 года) и документы по списку.
Информацию из материалов отчета сравнят с данными в информсистеме.
Отдельно ведомство утвердило типовую форму заявления на проведение экспертизы.

 
Невыплата работодателем заработной платы и иных выплат может быть преступлением
 
Защита социальных, в том числе трудовых прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации и Бабушкинской межрайонной прокуратуры, в частности.
К сожалению, ситуацию с выплатой заработной платы в нашем регионе нельзя назвать благополучной. И когда не помогают меры защиты трудовых прав граждан, принимаемые контролирующими органами, наступает черед их уголовно-правовой защиты.
Законодатель установил уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом не каждый подобный факт приведет не выполняющего свои обязанности работодателя на скамью подсудимых, для этого необходимо сочетание ряда установленных законом условий.
Так, преступлением является невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат частично (в случае когда свыше трех месяцев подряд платежи осуществлялись в размере менее половины подлежащей выплате суммы) или их невыплата полностью (когда свыше двух месяцев подряд выплаты не осуществлялись или размер осуществленной выплаты заработной платы был ниже установленного минимального размера оплаты труда), совершенные работодателем из корыстной или иной личной заинтересованности.
Уголовная ответственность в соответствии со статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает и в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя.
Хочется обратить внимание, что увольнение работника, которому не была выплачена заработная плата, не влияет на возможность привлечения работодателя к уголовной ответственности и исчисление сроков давности его уголовного преследования.
В зависимости от наступивших в результате совершения данного преступления последствий Уголовный кодекс устанавливает наказание вплоть до реального лишения свободы сроком до 5 лет.
Вместе с тем законодатель предусмотрел и возможность освобождения от уголовной ответственности работодателей, которые впервые совершили такое преступление, а также в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасили образовавшуюся перед работником задолженность и уплатили денежную компенсацию, установленную законодательством Российской Федерации.

положения уголовного законодательства об ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
 
Федеральным законом от 30.12.2021 № 499-ФЗ внесены изменения в примечание статьи 157 УК РФ, регламентирующей уголовную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Примечания к статье раскрывает понятие неуплаты родителем средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также неуплаты совершеннолетними трудоспособными детьми средств на содержание нетрудоспособных родителей.
Под этим признается неуплата родителями либо трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в установленном решением суда или нотариально удостоверенным соглашением размере, если указанные лица подвергнуты административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда они считаются подвергнутым административному наказанию.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 499-ФЗ примечания к статье 157 УК РФ дополнены пунктом 3, устанавливающим условия освобождения лица от уголовной ответственности. Так, лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если это лицо в полном объеме погасило задолженность по выплате средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, или нетрудоспособных родителей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
 

 
изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации
 
Федеральным законом от 29.11.2021  № 382 внесены изменения в часть 2 Налогового кодекса  РФ, вступившие в  силу с 01.01.2022 года.
Теперь семьи, имеющие двоих и более детей, освобождены от уплаты налога за продажу недвижимости вне зависимости от срока владения ею.
Однако необходимо соблюдение  ряда  условий: налогоплательщик является родителем (усыновителем) двоих  детей, которые не  достигли 18-летнего возраста, либо 24-летнего возрасти при  прохождении  обучения  по образовательным программам в  очной форме; необходимо приобрести новое жилое  помещение в  том  же  году, в  котором   отчуждено старое жилье, либо не  позднее 30.04 следующего календарного года;  общая площадь  приобретённого жилья  или его кадастровая  стоимость не  должна  быть  больше,  чем в  проданном объекте;   кадастровая  стоимость проданного жилья не  должна  быть более  чем 50 млн. руб.  Кроме того, на момент продажи жилого помещения у супругов- налогоплательщиков и их детей не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого больше площади приобретаемого жилья на 50%.
Такая возможность действует в отношении доходов, полученных с 01.01.2021 года.

 
Порядок назначения выплат на детей и беременным женщинам упростят с 1 апреля 2022 года
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 
№ 68 внесены изменения в порядок назначения выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.
В частности, вводится возможность подачи заявления на выплату по месту фактического проживания, а также устанавливается беззаявительный порядок перерасчета выплат в связи с ежегодным изменением прожиточного минимума.
Вносимые изменения также затрагивают порядок расчета среднедушевых доходов семьи и оценки «нуждаемости».
Из расчета исключаются некоторые виды доходов и имущества, в том числе целевые средства, полученные в рамках господдержки на приобретение имущества, развитие собственного дела, а также объекты жилого недвижимого имущества и некоторые транспортные средства, находящиеся в розыске или под арестом, уточняются критерии в отношении принадлежащих семье объектов недвижимого имущества и земельных участков.
С 1 февраля 2022 года вступили в силу изменения, установленные законом Федеральным законом от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Согласно внесенных в ст. 446 ГПК РФ изменений, теперь не может быть обращено взыскание на заработную плату и иные доходы в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В том случае, если величина прожиточного минимума, установленная в субъекте РФ по месту жительства должника для соответствующей социально-демографической группы населения, превышает общероссийский прожиточный минимум трудоспособного населения, то размер суммы на которое не может быть обращено взыскание определяется большим из установленных значений.
Следует отметить, что сохранение прожиточного минимума в качестве неприкасаемой суммы не осуществляется автоматически.
Должник вправе обратиться к судебному приставу с заявлением о сохранении доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, в котором указывает реквизиты банковского счета, на котором необходимо сохранять доходы.
Кроме того, согласно нововведениям, при наличии у должника лиц на иждивении, он вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум.
Следует отметить, что ограничение размера удержания из доходов должника относительно прожиточного минимума не применяется по исполнительным документам: о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

 
Электронный документооборот в сфере трудовых отношений
 
Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ в главу 2 Трудового кодекса Российской Федерации внесены дополнения об использовании электронного документооборота в сфере трудовых отношений.
Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Электронный документооборот может осуществляться с помощью:
- Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»;
- информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями трудового законодательства, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
Работодатель обязан проинформировать каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, о переходе на взаимодействие посредством электронного документооборота. Для указанного взаимодействия необходимо письменное согласие работника. В том случае, если работник не дает своего согласия, работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания в отношении него. Кроме того, при приеме на работу нового сотрудника работодатель должен уведомить его о ведении электронного документооборота.
При этом согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота не требуется от лиц, принятых на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на указанную дату отсутствует трудовой стаж.
В том случае, если отсутствуют согласие работника на электронное взаимодействие либо электронная подпись, то это не является основанием для отказа в трудоустройстве или увольнении.
Расходы на создание и эксплуатацию информационной системы и электронных документов, получение и использование работником электронной подписи несет исключительно работодатель. Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.
Электронный документооборот не используется в отношении:
-трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
- акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- приказа (распоряжения) об увольнении работника;
- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

 
Назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме
 
В соответствии с ч. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 28.12.2013 
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.09.2021 № 324п утвержден порядок назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме.
Утвержденный Порядок устанавливает особенности назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме гражданам Российской Федерации, обратившимся с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Страховая пенсия по старости в автоматическом режиме может быть назначена гражданам Российской Федерации, обратившимся с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), кроме лиц, из числа военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), имеющих право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Решение о назначении пенсии формируется в автоматическом режиме в информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Пенсионного фонда в срок не более трех часов с момента регистрации заявления.
Сведения о назначении пенсии направляются в личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг автоматически не позднее 15 минут с момента подписания решения.

 
права безработных граждан на содействие занятости
 
Конституция Российской Федерации в статье 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы. Труд является основным источником материального благополучия человека. Однако в условиях рыночных отношений, нестабильной экономической ситуации, нередко по независящим причинам, не каждый гражданин способен реализовать свои способности к труду.
Государство гарантирует обеспечение социальной поддержки в области занятости. Для безработных граждан социальная поддержка заключается в выплате им пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказании материальной помощи.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным либо о регистрации в целях поиска подходящей работы принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина.
Гражданин, поставленный на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы или на регистрационный учет в качестве безработного, имеет право воспользоваться рядом государственных услуг в целях содействия в трудоустройстве.
В частности, гражданин вправе получить в органах службы занятости бесплатную консультацию, информацию и услуги, связанныес профориентацией, в том числе, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства.
Органами службы занятости безработным гражданам оказывается психологическая поддержка в целях повышения мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышения адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.
Помогают органы занятости также адаптироваться безработному гражданину на рынке труда. В этих целях гражданин обеспечивается рекомендациями по поиску работы, составлению резюме, проведению деловой беседы с работодателем, самопрезентации, формированию активной жизненной позиции.
В определенных случаях (отсутствие либо несоответствие квалификации, необходимость изменения профессии (рода занятий), утрата способности к выполнению работы по имеющейся квалификации и др.) гражданину может быть предложено прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе, а также содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства.
Гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы, органами занятости оказывается содействие в поиске такой работы путем выдачи направления на работу или перечня вариантов работы.
Также гражданам предлагается участие на условиях срочного трудового договора в общественных работах (преимущественное право имеют безработные граждане, не получающие пособие по безработице, а также состоящие на учете в службе занятости населения свыше шести месяцев),а также временное трудоустройство (несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы; граждане, испытывающие трудности в поиске работы и признанные безработными, в частности: инвалиды, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, а также выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущие работу впервые).
Кроме того, граждане имеют право на содействие самозанятости путем предоставления органами занятости единовременной финансовой помощи при государственной регистрации указанных категорий граждан в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Дополнительной гарантией занятости является создание рабочих мести специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), а также установление квоты для приема на работу инвалидов.
 

 
Трудоустройство несовершеннолетних
 
Трудовая занятость подростков нацелена на создание дополнительных гарантий для несовершеннолетних граждан, получение профессиональных навыков, адаптацию к трудовой деятельности во время летних каникул и свободное от учебы время, а также на профилактику правонарушений.
По общему правилу лица, достигшие возраста 16 лет, могут вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч. 3 ст. 20 Трудового кодекса РФ).
Вместе с тем допускается заключение трудового договора и с работниками более юного возраста. Согласно ч. 2 ст. 63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен с работником по достижении им возраста 15 лет, если соискатель: получил основное общее образование; продолжает осваивать программы основного общего образования по иной форме обучения, чем очная; оставил обучение в общеобразовательном учреждении.
В соответствии с ч.  3 ст.  63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен и с подростком, достигшим возраста 14 лет. При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- работник, достигший возраста 14 лет, является учащимся;
- работа, на которую трудоустраивается подросток, относится к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью;
- выполнение работы должно производиться только в свободное от учебы время и не нарушать процесс учебы (желательно получить справку из учебного учреждения о расписании учебных занятий, что позволит избежать нарушения установленного ¬порядка ¬привлечения подростка к труду, установленного ТК РФ);
- на заключение трудового договора с таким работником получено согласие родителя (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
Необходимо отметить, что для заключения трудового договора требуется согласие только одного из родителей.
При  трудоустройстве несовершеннолетний работник согласно ст. 65 ТК РФ должен представить в кадровую службу ¬следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
С несовершеннолетним работником может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (например, на время каникул). Целесообразнее заключать срочный трудовой договор, поскольку расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицом, не достигшим возраста 18 лет, допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК РФ).
Лица, не достигшие возраста 18 лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ). Осмотры (обследования) проводятся за счет средств ¬работодателя (ч. 2 ст. 266 ТК РФ).