Дети-сироты законодательно отнесены к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Статья 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнена нормой, включившей детей-сирот в перечень категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данное положение распространило предоставляемые государством социальные гарантии и меры социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на всех несовершеннолетних, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от наличия иных обстоятельств.
На основании статьи 15 названного Федерального закона, защита прав детей-сирот, находящихся под опекой, попечительством, в приёмных семьях или на полном государственном обеспечении в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации (а детей-сирот, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях – на федеральные органы государственной власти), которые в соответствии с действующим законодательством должны принимать все необходимые для этого меры, включая судебную защиту.
Кроме того, отнесение детей-сирот к указанной категории позволяет общественным объединениям (организациям) и иным некоммерческим организациям, в соответствии с законодательством осуществляющим деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, использовать предоставленное им законом полномочие в судебном порядке оспаривать ущемляющие или нарушающие права детей неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти, организаций и граждан, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
Новеллы законодательства о государственной гражданской службе в части поощрения работников
В связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 288-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной службы» ряд правовых актов федерального значения претерпели изменения в части порядка и сроков поощрения государственных гражданских служащих.
Так, в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» такие виды поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу как «присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации» исключены из списка и заменены на общий вид поощрения «награждение государственными наградами Российской Федерации».
Установлена общая норма о том, что гражданским служащим, а также гражданам, уволенным с гражданской службы после представления к награждению или поощрению, при награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации выплачивается единовременное поощрение за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В случае смерти поощряемого или награждаемого работника единовременное поощрение выплачивается членам его семьи (супруги, родители, дети, лица, находящиеся на иждивении) не позднее чем через один месяц со дня истечения 6-месячного срока для обращения родственников умершего работника с момента издания соответствующего правового акта о выплате. Размер и порядок выплаты единовременного поощрения будет установлен Президентом Российской Федерации.
Аналогичные нормы с учетом специфики в понятийном аппарате введены в Федеральные законы от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Соответственно, новый порядок поощрения и награждения и выплаты единовременного поощрения в связи с поощрением/награждением затронул работников органов прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
О новом способе взыскания долга по зарплате
Федеральными законами от 02.12.2019 № 393-ФЗ и № 402-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Новеллы упрощают процедуру взыскания задолженности по заработной плате. Согласно возложенным законом полномочиям госинспектор труда сможет принять решение о принудительном исполнении обязанности работодателя погасить долги по начисленной, но не выплаченной в срок зарплате. Это касается и других трудовых выплат.
Решение гострудинспектора будет иметь силу исполнительного документа. Оно должно быть вынесено в случае, если организация вовремя не выполнит предписание устранить нарушение, связанное с оплатой труда. В течение трех рабочих дней после принятия решение направят работодателю заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа. У организации будет 10 дней со дня получения, чтобы оспорить документ в суде.
Если решение инспектора не исполнить, а срок обжалования истечет, электронный экземпляр исполнительного документа передадут в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов. Затем пристав вынесет постановление о возбуждении исполнительного производства и запросит у кредитной организации сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте. Со дня, когда работодатель получит постановление, у него будет пять дней, чтобы добровольно выплатить долги. В противном случае пристав вынесет и направит в кредитную организацию постановление о взыскании денег. Их должны будут перевести взыскателю немедленно.
Изменения вступили в силу 13 декабря 2019 года.
Об ответственности за производство, ввоз и реализацию фальсифицированных лекарств, биологически активных добавок
Федеральным законом от 01.04.2020 № 89-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 3, которая предусматривает административную ответственность за реализацию фальсифицированных лекарств, биологически активных добавок с использованием средств массовой информации и сети «Интернет». Реализация фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных или незарегистрированных лекарственных средств или фальсифицированных биологически активных добавок либо реализация фальсифицированных контрафактных или недоброкачественных медицинских изделий, совершенные с использованием средств массовой информации и сети Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение штрафа:
- на граждан в размере от 75 тысяч до 200 тысяч рублей;
- на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей от 150 тысяч до 600 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 2 до 6 миллионов рублей.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможно административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом не являются административным правонарушением реализация или ввоз незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, если это допускается в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, или они в Российской Федерации не производятся, либо они рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.
Кроме этого, Федеральным законом от 01.04.2020 № 95-ФЗ внесены изменения в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми установлена уголовная ответственность за производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок, совершенные с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
За указанные деяния, совершенные в крупном размере, возможно максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 6 лет со штрафом в размере от 750 тысяч до 2,5 миллионов рублей. Более суровая ответственность предусмотрена за совершение указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в случае если деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, либо по неосторожности смерть двух или более лиц.
При этом уголовная ответственность не наступает в случаях сбыта или ввоза в Российскую Федерацию в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия в РФ не производятся, или если их сбыт или ввоз допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья, или если они рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.
Работникам в возрасте от 40 лет будет предоставляться оплачиваемый рабочий день для прохождения диспансеризации
С 11 августа 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в статью 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации» указанная статья дополнена частью второй и частью пятой.
Согласно внесенным изменениям работники, достигшие возраста сорока лет, при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.
Усовершенствован порядок обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания
Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания.
Предусмотрено ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок ведения Федерального регистра, в том числе порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок и сроки представления сведений в указанный регистр устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 года по 1 октября 2020 года.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу